Согласно Фукидиду, империализм и высокомерие Афин были неотделимы друг от друга. Отбившись от персидского нашествия, Афины и их союзники сформировали союз городов-государств, Делосский союз, для защиты от любых посягательств со стороны Персии. Для этого каждый член лиги вносил лепту в общую казну, хранившуюся на острове Делос, а распоряжаться ею предназначалось в общих интересах. Однако Афины, самый влиятельный член этого союза, вскоре стали злоупотреблять своей властью. Афинский государственный деятель Перикл перенес казну с Делоса в Афины, где ее использовали исключительно в интересах одного города. Объединение, задуманное как союз, основанный на общих интересах, превратилось в империю, и Афины требовали дань от своих бывших союзников и в случае неуплаты грозились уничтожить или оккупировать их города.
Афинские лидеры, по словам Фукидида, знали, что они дистанцируются от бывших союзников и превращают нейтральные государства во врагов, но расценивали непопулярность как плату за власть. За высокомерие тоже пришлось платить. Преемники Перикла, в том числе воинственный Клеон, столкнулись с восстанием недовольных союзников Афин во время Пелопонесской войны. Враги Афин восторжествовали, что привело к падению города.
читать дальше
Как и Афины, Соединенные Штаты и их союзники создали общую казну: глобальную финансовую систему и сложные институциональные механизмы, лежащие в ее основе. В их числе сеть обмена сообщениями SWIFT, клиринговая система доллара и готовность Федеральной резервной системы США предоставлять международную ликвидность во время кризиса. В совокупности эти механизмы позволяют государствам управлять своим богатством с беспрецедентным уровнем координации и безопасности. И, как и Афины в Делосском союзе, Соединенные Штаты были первыми среди равных, пожиная огромную выгоду от своей центральной роли в глобальных финансах и от верховенства доллара. Другие страны тоже извлекали из этого свою выгоду, в том числе 250 государств и государственных финансовых учреждений, которые доверяют свои деньги Федеральной резервной системе США. Соединенные Штаты предоставили услуги для общей выгоды, включая стабильную клиринговую систему для финансовых операций и чрезвычайные «своп-линии», которые Федеральная резервная система США внедрила после глобального финансового кризиса, что позволило зарубежным центральным банкам обеспечить долларами ослабленные финансовые учреждения своих стран.
Однако в течение последнего десятилетия Соединенные Штаты все больше и больше проявляют готовность использовать свою огромную власть в глобальной финансовой системе в собственных целях. Вашингтон уже не пытается оказать воздействие на своих противников, просто отрезав им доступ к американским фирмам и рынкам; вместо этого он часто вводит так называемые вторичные санкции, лишающие доступа к самой глобальной финансовой системе. Международные банки не могут выполнять свою работу без доступа к клиринговой долларовой системе, которую контролируют Соединенные Штаты. В результате они боятся недовольства американских регуляторов, способных оштрафовать их на миллиарды долларов и фактически закрыть их. Это позволило Соединенным Штатам оказывать давление на финансовые учреждения по всему миру в качестве прокси-регуляторов, способных отказаться вести дела с физическими лицами, предприятиями или даже государствами, которых коснулись санкции США. Использование глобальных финансов в качестве оружия стало излюбленным инструментом правительства США в достижении целей, столь разнообразных, как нераспространение ядерного оружия, борьба за права человека и смена режима. Противники США, например, Иран, столкнулись с крахом своей экономики. Но даже европейские фирмы, которые, как считается, с пренебрежением относятся к санкциям США, были вынуждены выплатить американским властям миллиарды долларов в виде штрафов, чтобы не стать неприкасаемыми изгоями в мировой экономике.
На ранних этапах выстраивания этой финансовой империи Соединенные Штаты, по крайней мере, консультировались со своими союзниками и давали им возможность выступить против мер, коснувшихся их компаний. Однако при администрации президента США Дональда Трампа Вашингтон не желает даже делать вид, будто отдает должное союзникам, получающим максимум заблаговременное предупреждение о грядущих санкциях, которые могут нанести ущерб их компаниям или загнать в тупик их внешнеполитические цели. Все чаще союзники США фактически являются объектами экономического принуждения США. Высокопоставленные американские чиновники, например, предупредили союзников США в Европе, что те могут столкнуться со вторичными санкциями, если попытаются спасти ядерную сделку с Ираном от 2015 года.
Однако высокомерная вера Вашингтона в неизбежность своей власти может в конечном итоге создать условия для того, чтобы эта власть рухнула. Значительная часть экономического и политического влияния Соединенных Штатов зависит от доверия иностранных государств и компаний к мировой финансовой структуре, над которой доминирует Америка. Если страна явно не управляет этой системой в интересах всех государств, а вместо этого использует ее в качестве простого инструмента принуждения, то ее влияние исчезнет.
Фактически этот процесс уже начался. Турция, член НАТО и союзник США, которая в последние годы стала опасаться «жала» американских санкций, работает с Россией над созданием платежных каналов, позволяющих международным торговым потокам обойти финансовую систему США. Новый исполнительный орган Европейского союза холодно и тщательно рассматривает, как наилучшим образом защитить континент от американской и китайской экономической агрессии. Даже близкие союзники Америки, такие как Великобритания, рассматривают возможность отклонить требование США о том, чтобы они блокировали строительство своих телекоммуникационных сетей китайским технологическим гигантом компанией «Хуавэй». Клиринговая долларовая система вряд ли рухнет, но государства и негосударственные субъекты могут рыть альтернативные туннели, способные постепенно подорвать и заменить ее. Чем больше доминируют Соединенные Штаты, тем больше стимулов получают их союзники, чтобы противостоять их господству или бежать в тот момент, когда это будет наиболее необходимо. И по мере того как доверие союзников США ослабевает, будет ослабевать и способность Вашингтона проецировать власть по всему миру.
Финансовое принуждение США значительно мягче террора со стороны Афин, убивавших и порабощавших население выступавших против них городов. Однако методы Вашингтона создают гораздо больше проблем, если служат для навязывания фактически военной оккупации, как это происходит сейчас в Ираке. Трения с правительствами, — как Ирака, так и других стран, — могут вынудить Соединенные Штаты развернуть большее количество войск, чтобы защитить военных, уже находящихся на территории этих стран. И даже для сверхдержавы проекция власти в таких масштабах окажется слишком дорогостоящей.
Могущественные государства способны создавать чрезвычайные коллективные блага, которые приносят пользу как их союзникам, так и им самим: финансировавшийся совместными усилиями оборонный союз — в случае Афин, или обширную сеть взаимоотношений, служащую опорой возглавляемой США глобальной финансовой системы на сегодняшний день. Великие державы также могут попасть в ловушку высокомерия. Они склонны полагать, что их власть — это данность, поэтому они могут относиться к менее масштабным государствам с пренебрежением. Как только эти государства становятся более уверенными и высокомерными в своем превосходстве, легкие формы империализма могут превратиться в более жесткие. Ошибки Перикла открыли двери грубым и опасным демагогам, как Клеон, чье безрассудство подтолкнуло Афины к катастрофе. Последние администрации США создали перспективные инструменты экономического воздействия. Они никогда не представляли себе, что появится президент, который использует эти инструменты, чтобы угрожать уничтожить экономику союзника НАТО или будет наслаждаться, как «огромная экономическая мощь» санкций позволяет ему добиться гораздо большего, нежели «игры в нескольких солдатиков, стреляющих друг в друга на границе».
В честь хроникера падения Афин была названа «ловушка Фукидида» — идея, ставшая популярной в последние годы благодаря политологу Грэму Эллисону (Graham Allison), о том, что война вероятна в любой момент, когда набирающая обороты держава сталкивается с уже устоявшейся. Такова была судьба Афин и Спарты, утверждал Эллисон, и это может случиться сегодня между Китаем и Соединенными Штатами. Но подлинная ловушка Фукидида, в которую может угодить Вашингтон, связана скорее не с неизбежностью столкновения великих держав, а с непреходящим стремлением к имперскому влиянию. Решение Афин превратить общую казну в систему дани и подчинения оттолкнуло ее бывших союзников и ускорило крах ее могущества. Соединенные Штаты, возможно, пришли к повторению этой мрачной истории.
(с)
inosmi.ru/politic/20200129/246723821.htmlЭто, на минутку, Форин Эффейрз