Вук, просто Вук
14.09.2019 в 10:14
Пишет  ninaofterdingen:

Франк о революционном самосознании до 1905 года
Написано как о сегодняшних событиях. Дай Бог, чтобы современные деятели смогли через несколько лет так осмыслить свое поведение:

"... даже открытое исповедание политической умеренности требовало такого гражданского мужества, которое мало у кого находилось. Ибо не только «консерватор», «правый» было бранным словом; таким же бранным словом было и «умеренный»".

"Русский народ — так чувствовали мы — страдает и гибнет под гнетом устаревшей, выродившейся, злой, эгоистичной, произвольной власти. Министры, губернаторы, полиция — в конечном итоге система самодержавной власти во главе с царем — повинны во всех бедствиях русской жизни: в народной нищете, в народном невежестве, в отсталости русской культуры, во всех совершаемых преступлениях. Коротко говоря, существовавшая политическая форма казалась нам единственным источником всего зла. Достаточно уничтожить эту форму и устранить от власти людей, ее воплощавших и пропитанных ее духом, чтобы зло исчезло и заменилось добром, и наступил золотой век всеобщего счастья и братства" (С. 116).

Несостоятельность этого чувствования стала ясна к двадцатым годам двадцатого века, что не помешало им возродить я во всей свежести сто лет спустя в наши дни.

URL записи

Комментарии
15.09.2019 в 01:49

Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Разница исключительно в том, что тогда, в конце 19 века, таки был опред. процент идеалистов, которые действительно верили, что если убрать эту власть, то таки да таки станет лучше именно народу. А нынешние, для которых Кремль абсолютное зло - для них народ практически такое же абсолютное зло, ибо "не тот".
То есть не то чтобы тогдашние интеллигентско-разночинские круги (не все, я сейчас говорю только об искренних идеалистах) этот народ идеализировали, но по крайней мере, они считали, что все недостатки народа от его невежества, и если его просветить, то они исчезнут. Нынешние же свято уверены, что только они - соль земли, а просвещать народ не только бесполезно, а даже вредно, он порочен по самой сути своей.

А так, да, вернулось на круги своя. В первую очередь в ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ оценке оппонента - с их точки зрения, он делает именно так, как делает, не потому, что у него есть какие-то свои интересы, не потому, что на это и вот это элементарно нет ресурса, а исключительно по собственной злой воле.
И кстати, то, что можно быть искренним идеалистом и искренне заблуждаться в некоторых вопросах, моей Марьке пришлось тут недавно отдельно объяснять, когда она прочла кой-что о народовольцах. Это обратная сторона того, что я ее воспитала жестким прагматиком и приучила в любой ситуации прежде всего просчитывать тот самый баланс интересов и искать работающий метод.

И да, еще один маленький нюанс: этот эмоциональный идеализм в 19 в был свойственен не только нашей посконной революционной мысли. На Западе он во многом был точно таким же. Прочитать современными глазами да хоть того же "Врага народа" Ибсена - волосы дыбом встают от положительного героя, при том, что и отрицательным там ни капельки не сочувствуешь.
15.09.2019 в 09:05

Вук, просто Вук
Разница исключительно в том, что тогда, в конце 19 века, таки был опред. процент идеалистов, которые действительно верили, что если убрать эту власть, то таки да таки станет лучше именно народу. А нынешние, для которых Кремль абсолютное зло - для них народ практически такое же абсолютное зло, ибо "не тот".

Вот с этим согласен. Но это совершенно не значит, что наши болотные - не идеалисты. Идеалисты (и инфантилы заодно) - и еще какие! Просто они идеализируют не народ, который типа источник власти (тут они уже прекрасно сообразили, что ни фига не источник, причем практически по всему миру), а... Запад! Это у них такая трансцендентная категория, которая сама по себе и цель, и средство решения всех проблем.
Знаю я лично некоторое число вот этих вот навальнят и ко, так вот, там в голове - такая каша из эгоизма, истероидности и инфантилизма, что просто удивительно, как такое может существовать. Ан может.