Вук, просто Вук
«Черта» одновременно показывает рост профессионализма автора и неудачи, которые постигают его от торопливости. Компоновка из нескольких параллельных сюжетных линий если не доведена до совершенства, то близка к нему. У каждой из них свой ритм, своя последовательность напряжения и разрядки, накатывающих волнами. Это одновременно поддерживает интерес читателя и облегчает восприятие, переключая внимание с темы на тему, не давая взгляду замыливаться.
Разнообразие героев, их судеб и обстоятельств, темпа жизни и принятия решений не скатывается в пестроту, скорее образуя мозаику. Переливы ее цветов завораживают, помогая поддерживать атмосферу волшебства, мистики, проступающей сквозь реальность все явственнее с каждой строкой. Так же все определеннее законы незримого начинают действовать, превозмогая иллюзии, навязываемые героям каждой из породивших их эпох.
С другой стороны, шероховатости цепляют взгляд слишком настойчиво, чтобы махнуть на них рукой. Язык временами грубоват и неточен, доходя до канцеляризмов наподобие «завибрировавших век» или несообразностей вроде шести слоев исподнего, которое бы просто не налезло друг на друга при одном размере или сбилось, мешая двигаться толщиной слоя. Трех слоев было бы достаточно.
Оттого же идейные посылы, они же моральные императивы, иногда слишком грубо проступают голым каркасом из повествования, как рассуждения о сродстве туповатости, трусости и предательства. Предатели вообще временами слишком ходульны, объясняют свои мотивы слишком дежурно. Такое не высказывают просто, между делом, у костра с прибаутками, сломанная душа должна либо самооправдываться истерикой, либо хлестать застарелым гноем, прорвавшимся из под личины «своего»...
Но завершать отзыв на такой ноте негоже, так как запоминается последнее слово, поэтому еще раз отмечу, что общее впечатление от вещи неуклонно положительное. Дух каждой из эпох передан верно, акценты на свое для них и общее для всех расставлены верно. Все происходящее закономерно для каждого из героев, и итог их развития не вызывает сомнений.

(с) DaddyCat

В очередной раз поражаюсь, насколько все по-разному видят этот текст.

@темы: Славянский венец, Тайная история Тартарии

Комментарии
17.05.2022 в 13:12

Зверь самый лютый жалости не чужд. Я чужд. Так значит я не зверь...
Это как раз признак хорошего произведения. Это живое существо, оно должно быть многоликим и каждый читатель должен увидеть в нем что-то свое. Что его зацепит. И это правильно. Значит у тебя действительно хорошее произведение :)
Мне в этом смысле очень нравится цитата одного современного культурного деятеля: если смысл произведения можно изложить одной фразой, оно - не литература (Ф. Вертфоллен).