Вук, просто Вук
18.01.2020 в 13:44
Пишет  ninaofterdingen:

Война как эликсир молодости в современной украинской культуре
Надежда Пахмутова

От редакции: Культурологический анализ песни «Война» группы «Мельница», альбом «Алхимия» (2015).

Похоже на Гребенщикова и видимо писано для киевских-одесских концертов для исполнения под зажигалки (теперь уже под экраны смартфонов, времена изменились). Парни лежат в траншеях, сестра, напои меня водой, ну понятен смысловой ряд. И я вспомнила, что «Воины света» и эта песня и то что я видела в пабликах у укропатриотов — стихи, песни, мемы, — всё очень «ювенильное», хипповатое, нарочито бездомное-негативистское. «Живи быстро, умри молодым», но не в том смысле, что вот dulce et decorum и лаврами увенчают чело юного героя, нет.

Именно наслаждение панковскими тяготами и неудобствами: если каска, то «заляпанная грязью», если ботинки, то «стоптанные на пыльных дорогах», если ползти — то через грязь. Чтобы командиры обязательно продажные, а солдаты обязательно «вопреки». И награда героя не находит, умирает он в той же грязи непризнанным и преданным всеми и это круто. Это круче всего, так и надо.

Это очень эффективная риторика, которая замечательно использует подростковый негативизм, благо реальное морально-техническое состояние ВСУ вполне отвечает чаяниям на предмет продажных командиров и дырявых ботинок. АТО — дело молодых, тусовка против морщин. Чем хуже тем лучше. Война не как инициация во взрослость, а как эликсир молодости.

В послевоенных песнях и стихах «остаться вечно молодым» — символ трагедии, непрожитой неестественно прерванной жизни. А здесь всё наоборот. Можно сравнить с риторикой донецких, где самым боеспособным и мотивированным поколением оказались отнюдь не тинейджеры, и где все культурные нормы и конструкты времён ВОВ совершенно живые и рабочие. Война именно как взросление, не как аттракцион.

Понятно, что и позиции сторон разные: киевский доброволец едет резать илотов, донецкий — спасать родной дом. Из молодых русских киевлян и днепропетровцев в ВСУ делают «украинцев» — в Донецке люди просто дерутся. Им, как говорится, для драки настроение не нужно, их никто не спрашивает.

Понятно, что украинская технология обработки молодёжи в обозримый исторический период использовалась (и используется) в десятках стран, больше всех преуспел Израиль, но там всё-таки есть вот этот twist, что армия — ворота во взрослость.
А на Украине видимо такое посвящение для пребывания в состоянии вечной юности.
Паблики украинских подростков показательны очень. Культ АТО и куски из советских фильмов. Полная, тотальная смерть автора.

Ещё раз: задача не победить, преодолеть, вернуться к созданию той самой сказочной Украины из рушников и хаток, а именно войти в волшебное царство войны и там сгинуть. Этот сериал будет длиться до последнего русского подростка или пока не придёт Скайнет. Оно и есть скайнет, потому что кнопку-то кто-то нажал. Те же примерно люди. Этот поезд в огне, сам поджёг, теперь спрыгни на полной скорости на виадуке в горах.

Это очень, очень нехорошо.

URL записи

Комментарии
18.01.2020 в 20:38

Я человек дремучий и несовременный, поэтому поинтересуюсь: "Мельница" в самом деле из заукраинствующих, или это точка зрения автора заметки?
18.01.2020 в 20:57

Вук, просто Вук
"Мельница" в самом деле из заукраинствующих

Об этом не слышал. И саму песню, если честно, не помню. Мне кажется, она тут приведена не как образчик заукраинности, а как пример идеологии "лив фаст - дай йанг" с поправкой на славянские реалии.
18.01.2020 в 21:07

Послушал - чёт ерунда какая-то, "девачковая" в плохом смысле, ну и БГ как-то уж очень выпирает. "Наши парни лежат в траншее под гусеницами облаков", смешно. Искать там какие-то смыслы...ну кто-то и в "Колобке" их ищет, "сегодня лошадка, а завтра фашизьм". Но один раз послушать можно. www.youtube.com/watch?v=Th7o_CZu2hk&list=RDTh7o...
18.01.2020 в 21:17

Жизнь - это плаванье в дальние края
КМК, песня абсолютно в теме и стилистике альбома, и никакого отношения к Украине не имеет, благо альбом начал писаться еще в 2013. Про саму Украину никто из группы не высказывался, разве что в духе "Как мы ради иметь возможность ездить к вам на концерты". Ну и в Крым не ездят, поскольку не хотят запрета на въезд. На этом все. Если кто-то из них что-то этакое на эту тему и думает, то разумно помалкивает
18.01.2020 в 21:21

Вук, просто Вук
Про саму Украину никто из группы не высказывался, разве что в духе "Как мы ради иметь возможность ездить к вам на концерты". Ну и в Крым не ездят, поскольку не хотят запрета на въезд.

Я к Мельнице хорошо отношусь, но вот это... эммм...
18.01.2020 в 21:29

Жизнь - это плаванье в дальние края
Я к Мельнице хорошо отношусь, но вот это... эммм...
Ну извините, я сама с Украины и очень рада, что у группы есть возможность к нам ездить. В конце концов, украинские поклонники не виноваты, что их угораздило жить в нашей чудесной стране. И если группа собирается к нам ездить, то приходится выполнять все, даже самые идиотские требования украинского государства.
А так, насколько я знаю, группа абсолютно аполитична, и, в отличии от некоторых российский исполнителей, кстати, никакой поддержки украинскому режиму не высказывали, Героям слава не орали и карателей не финансировали. Спасибо и на этом
18.01.2020 в 21:42

Вук, просто Вук
Ну извините, я сама с Украины и очень рада, что у группы есть возможность к нам ездить.

Ездить с концертами в страну, которая упорно пытается вести с Россией войну?
Мне этого не понять.

Спасибо и на этом

Даа.... как мало нынче надо, чтобы прослыть приличным человеком.
18.01.2020 в 21:51

Жизнь - это плаванье в дальние края
Даа.... как мало нынче надо, чтобы прослыть приличным человеком.
Достаточно не гадить, да.
Ездить с концертами в страну, которая упорно пытается вести с Россией войну?
Мне этого не понять.

Люди имеют полное право быть аполитичными. И если что, факт ведения Украины войны с Россией абсолютно не мешает той же России поставлять Украине тот же газ и даже прощать ей долги и, по факту, поддерживать существующий режим.
На этом фоне поездки с концертами, право, такие мелочи. Тем более, что, повторюсь, никакой поддержки Украине, режиму или карателям группа не высказывала. В отличии от кучи спокойно проживающих в России российских же деятелей культуры, кстати
18.01.2020 в 22:05

Вук, просто Вук
Достаточно не гадить, да.

Гадить можно :) Надо только не кричать "Сало уронили" при этом. А так - хоть что делай.

Люди имеют полное право быть аполитичными.

Это не аполитичность. Я бы сказал, что это бессовестность. Но это вопрос личного выбора.

И если что, факт ведения Украины войны с Россией абсолютно не мешает той же России поставлять Украине тот же газ и даже прощать ей долги и, по факту, поддерживать существующий режим.

Лично я считаю, что это плохо. Но с газом все не совсем так - непосредственно газ Украина у России не покупает, Россия просто гонит газ в Европу по транзитной трубе по территории Украины, которая откачивает себе газок якобы под видом реверса. По сути, это воровство. Но пока труба проходит по территории Украины, с этим ничего не сделать. Когда введут Нордстрим-2, вопрос перестанет стоять.
Но в чем ты права, так это в том, что Украине еще туча всего поставляется, вплоть до угля и бензина - вот с этим тоже надо завязывать.

На этом фоне поездки с концертами, право, такие мелочи.

С т.з. коммерции - безусловно. Но тут мы вступаем на почву нематериального, а тут всё имеет значение.
18.01.2020 в 22:13

Жизнь - это плаванье в дальние края
Это не аполитичность. Я бы сказал, что это бессовестность.
КМК, таки аполитичность. Бессовестность несколько у других персонажей.
Ну и объективно, если бы Россия хотела, проблема Украины была бы решена еще в 2014. Но Россию, очевидно, все устраивает, поэтому, КМК, нет смысла требовать у людей быть святее Папы Римского. Россию не обгаживают, фашистов не поддерживают, карателей не финансируют - и на том спасибо.
18.01.2020 в 22:18

Я в этой песне ни политики, ни собственно войны не увидела. Так Мельницу обожаю. Ее неповторимый колорит.
А что молчат о политике... так и правильно, наверно. Это я вам как жительница Донбасса говорю. Потому что как ни выразись, все переврут, криво истолкуют, надергают слов из контекста и выставят человека моральным уродом перед его же сторонниками. Таких умельцев гораздо больше, чем тех, кто сидит в окопах.
А если б я была артисткой, то была бы аполитичнейшей из аполитичных)) Дала бы крутое турне по Украине и тихонечко спустила гонорар на Донбасс)))) и никому ничего не сказала)
Так шо кто их, аполитичных, разберет)
А вот Кинчева после его высказываний разлюбила.
Хотя честность следовало бы уважать.)
18.01.2020 в 22:36

Не люблю Холмоегорку, но бывают у него дельные мысли, в том числе насчет (а)политичности и конформизма музыкантов:
читать дальше
18.01.2020 в 22:45

Жизнь - это плаванье в дальние края
За что Кобзону вечная слава, а другим деятелям культуры - совсем наоборот. Но Мельница хоть Новороссию и не поддерживала и радость по поводу присоединения Крыма не выражала, но и примеру Гребенщикова с Макаревичем тоже, по счастью, не последовала.
А если мы о творческой бессовестности и непонимании, как можно поддерживать врага, то за этим к украинским артистам, которые публично поддерживают украинский режим, прославляют украинские войска, отстегивают деньги им на помощь, и при этом за заработкам едут в Россию. Ну и вопрос к российским же зрителям, которые, зная, что данный артист активно поддерживает фашистов и отстегивает им неплохой кусок от своего гонорара, идут на его концерты и активно поддерживают его рублем.
18.01.2020 в 22:49

Вук, просто Вук
КМК, таки аполитичность. Бессовестность несколько у других персонажей.

У других ее тоже хватает.

Ну и объективно, если бы Россия хотела, проблема Украины была бы решена еще в 2014. Но Россию, очевидно, все устраивает,

Россию не все устраивает. Но по разным причинам решение проблемы Украины отложено.
18.01.2020 в 22:51

Вук, просто Вук
sanitar-lesa, на сей раз - вполне четко и правильно все сформулировал.