Казна России впервые на экспорте нефти и газа заработала меньше трети от всех доходов. Такая необычная ситуация сложилась первый раз за 15 лет, а причиной стал коронакризис.

Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ в первом полугодии упала до 29,3%. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года падение составило 13,9%, говорится в отчете Счетной Палаты.

Так мало в бюджет страны нефтяники и газовики не приносили уже давно.

Еще большое удивление может вызвать столь резкий рост ненефтегазовых доходов, особенно, если учесть остановку экономической активности во время карантина, нарушение логистических цепочек и в целом снижение спроса по всему миру в силу кризиса. Как же России в столь сложных условиях удалось нарастить ненефтегазовые доходы сразу на триллион рублей за полгода?

«За 12 лет, что Минфин ведет статистику по нефтегазовым и ненефтегазовым доходам, доля сырьевой ренты в бюджете еще ни разу не опускалась ниже 30%, как сейчас. Это необычная ситуация. Начиная с 2008 год она колебалась от 35 до 50%»,
- замечает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.

И все же ненефтегазовый экспорт России в последние годы набирает обороты, чем радует Минфин, отвечающий за главный финансовый документ страны - бюджет. В первом полугодии рост по сравнению с 2019 годом показали две статьи экспорта: это драгоценные металлы, в первую очередь, золото, и продовольственные товары, в том числе зерновые (рост на целых 20%), показывают данные ФТС.
«Оба примера выбиваются из нормальной ситуации. Рост экспорта золота был обеспечен отказом ЦБ пополнять резервы – в итоге оно целиком пошло за границу впервые за много лет. Рост экспорта зерновых был связан с ажиотажем, возникшим из-за превентивного введения правительством запрета на вывоз пшеницы с апреля по июнь из опасений, что в стране будут перебои с продовольствием. В итоге аграрии стали сбрасывать зерно на внешние рынки в многократно усиленном объеме, пока это можно было делать», - поясняет Валерий Емельянов из «Фридом Финанс».
В итоге доходы от экспорта золота впервые превысили доходы от экспорта газа, который существенно сократился из-за аномально низких цен на газ в Европе. Там сложилось сразу много факторов: до рекордов наполненные хранилища газа на опасениях газовой войны России и Украины, продолжение транзита газа по украинской трубе, теплая зима, а весной еще и карантин.

По хлебу тоже наблюдается любопытный тренд. Россия в последние годы ставит разные рекорды по зерновым. Сначала РФ стала мировым лидером по экспорту пшеницы, а в этом году от нее ждут лидерство и по экспорту зерновых в целом. С недавних пор на экспорте продуктов питания Россия зарабатывает больше, чем на поставках вооружений.
Впрочем, отмечает Емельянов, и хлеб, и золото вносят незначительный вклад в диверсификацию экспорта. В общей стоимости проданных за границу товаров они занимают 5,1% (все продовольствие в целом) и 4,6% (все драгметаллы и камни в целом). Для сравнения, нефть и газ дают сейчас, даже при низких мировых ценах, 35,4% экспорта, а необработанная руда, соли и прочие минералы 36,3%.

Несмотря на рекордное за 15 лет падение доли нефтегазовых доходов в бюджете РФ, в целом страна довольно легко справляется с такой напастью.

Минфин уверяет, что российский бюджет может несколько лет прожить при таких ценах на нефть за счет накопленных резервов. Кроме того, у России крайне низкий госдолг, который в разы меньше, чем у подавляющего большинства стран мира – как развитых, так и развивающихся.

(с) vz.ru/economy/2020/8/20/1056074.html

Нефтяной апокалипсец, которого так боялись не так давно, откладывается.