Гражданская война обошлась России дорого — в том числе и в плане территорий. Какие-то земли отошли от страны, какие-то получили иллюзию независимости на несколько лет. Но даже последние часто приходилось возвращать силой оружия. Не стала исключением и Грузия. В 1921 году её ждали полноценные боевые действия — с танками, артиллерией и бронепоездами
К мосту направили тайного агента по фамилии Степанян. Он отлично знал грузинский, а играл армянского беженца, понимающего только родной язык. Степанян открыл возле моста буфет, поил спиртным грузинских офицеров и втёрся в доверие к ним. По пути подмечая те особенности организации охраны, что не успели выболтать ему новые знакомые. Всё началось в ночь с 11 на 12 февраля 1921 года. Степанян сам повёл в атаку отряд, назначенный на мост. Всё закончилось блестяще — важный объект неповреждённым попал в руки красным.
...
Едва войдя в Батум, турки принялись вести себя, как полноправные хозяева. И, помимо прочего, стремительно захватывать мосты, почту, телеграф. В общем, всё, как учил дедушка Ленин.
Поняв, какую головную боль они сами вызвали себе на голову, грузины пришли в ещё больший ужас, чем от мысли про наступающих большевиков. Город превратился в пороховую бочку — ситуации, когда грузинские и турецкие отряды брали друг друга на прицел, исчислялись десятками.
Семнадцатого марта грузинское правительство село на пароходы и покинуло страну. Но перед этим в попытке ликвидировать турецкую ошибку щедро плеснуло масла в огонь, выпустив из тюрем всех арестованных коммунистов.
Те на почве антитурецких настроений довольно быстро нашли общий язык с грузинскими военными и решили изгнать турок из Батума. В результате 18 марта в городе уже кипели бои — причём не редкие ружейные перестрелки, а бои с уханьем орудий и стрекотанием пулемётов.
Возможно, турки с грузинами так и разнесли бы важный портовый город, но вечером того же дня к городу подоспела красная конница.
(с)