Что же такое на самом деле фильм Юрия Дудя о Беслане? Роман в романе, история в истории. Одна нужна для того, чтобы вызвать сочувствие — это рассказы участников тех жутких событий. Другая необходима для того, чтобы вложить в сердца и мозги смотрящего ложь о Беслане. Ложь, которая повторяется много-много лет и впервые озвучена на Западе 15 лет назад. Дудь не проводит журналистское расследование — нет, он выступает с обвинительной речью с изначальными тезисами о вине и подлости государства, под которые подводится всё остальное — от личностей спикеров до подтасованных фактов. Авторы не только не хотят показывать полноту картины, но и в принципе намеренно сужают её.
Для Дудя неважно, что в момент штурма многие из бойцов спецназа находились на учениях. Неважно, что штурмовать школу днём — безумие, влогер же говорит именно о подготовленном штурме. Неважно, что террористы изначально не были настроены ни на какие переговоры, требования их изначально были невыполнимы, и у них была лишь одна задача — устроить кровавое месиво для жуткой картинки, где погибло бы как можно больше детей. И теракт готовили не просто отморозки, а лучшие специалисты — в том числе и при западном контроле; теракт продумывался в контексте единой большой войны. Для Дудя неважно, что в 1995 году состоялся Будёновск, когда террористы того же Басаева захватили заложников. Их условия были удовлетворены, подписаны унизительные Хасавююртовские соглашения, а после случилась Вторая чеченская война, отнявшая ещё десятки тысяч жизней.
Всё это для создателей ролика про Беслан неважно, потому что Дудь твердит: государство допустило ошибки; власть, а не террористы, угробила детей; человеческая жизнь в России ничего не стоит; государство должно каяться, а вместе с ними должны каяться те, кто поддерживает это государство; детей предали и не попытались спасти; если бы не Беслан — мы бы имели другую Россию. И для донесения данных тезисов Дудь не заботится даже о видимости объективности. Зачем, если и так схавают? Влогер не озвучивает других версий, не привлекает других заложников и других экспертов, не рассматривает исторический контекст — нет, он собирает доказательную базу для того, что уже сам для себя решил. Наличие в фильме бойцов спецназа в принципе недопустимо — их точка зрения создателям неинтересна; ведь силовики априори виновны.
Это подло. Ведь такая трагедия, как в Беслане, заслуживает полного раскрытия темы. В такой трагедии необходимо рассматривать все версии, а не три часа вкладывать в уши одну и ту же мысль. Впрочем, таковы правила информационной войны — и Дудь участвует в ней.
По-настоящему подло с его стороны другое — то, что пропаганду прикрывают историями людей, переживших трагедию. По сути, так же террористы использовали заложников, прячась за ними как за «живыми щитами». Вот и в фильме истории людей, переживших Беслан, нужны исключительно для того, чтобы донести ложь, которая даже не ставится под сомнение. И сектанты, которые верят всему, что против России, охотно повторят вслед за создателями: «Вы ничего не поняли — это фильм про людей». А то, что «жизнь в России ничего не стоит», и «бабы ещё нарожают», и «страна даже не попыталась спасти своих детей» — это так, острастки ради…
Нет, это не про людей, а про уродов. И уродами в данном случае выступают те, кто, прикрываясь трагедией, занимается отвратительной пропагандой, чтобы не только заработать и пропиариться на трагедии, но и оправдать трагедии будущие. Ведь 15 лет мы прожили без жутких терактов. Но если вдруг кто решится их сделать вновь, то после таких фильмов, как у Дудя, у терроризма в любом случае появится своего рода оправдания — ведь всё равно в итоге обвинят не их. А после снимут какой-нибудь ролик или фильм, где расскажут свою версию, игнорируя факты и как «живым щитом» прикрываясь истерзанными людьми.
И тем гаже, что находится столько хомяков, которые этому аду верят, питаясь, точно Оно, ложью и страхами. Верят из-за глупости и из-за ненависти. Но это — не оправдание. Наоборот — отягощение вины для тех, кто хуже Дудя. Тот отрабатывает бабло, а сектанты барыжат ими бесплатно — ненавидя и не разбирая дороги, которой они идут прямо в ад. Беда в том, что они пытаются утянуть за собой остальных.

(с) regnum.ru/news/polit/2717554.html