11 апреля 2019 года в телепрограмме канала «Россия 24» был показан короткий сюжет на пять минут, посвященный подрывной деятельности организации «Баренц Пресс» в России. Поводом для разоблачительной публикации методов работы норвежской «мягкой силы» в России стал проведенный в Мурманске обучающий семинар для российских журналистов на тему «Борьба с фейковыми новостями посредством качественной журналистики». Организатором мероприятия выступил датский центр журналистики и ассоциация «Баренц Пресс».
«Баренц Пресс» определяется его норвежскими создателями как неформальная сеть контактов журналистов стран трансграничного Баренцева региона (БЕАР), т. е. — конкретных северных регионов Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Организация была создана в 1995 году и финансируется норвежским Баренц-секретариатом — органом Министерства иностранных дел Норвегии. В названном сюжете телеканала «России 24» была названа сумма норвежского финансирования на 2012 год — ? 900 тыс. Таким образом, как видим, «неформальность» «Баренц Пресс» весьма относительна. Структурно организация состоит из международного правления Barents Press International и национальных «Баренц Пресс Россия», «Баренц Пресс Норвегия» и т. д. При этом абсолютно неясно, из кого персонально состоит каждое из этих правлений. В этом плане и в отношении планируемых мероприятий и отчетов по ним «Баренц Пресс» является очень закрытой организацией.
22 апреля последовало заявление протеста правления «Баренц Пресс Россия» на названную выше передачу на канале «Россия 24», подписанное Татьяной Польковой...
Заявление «Баренц Пресс Россия» от Польковой содержит несколько весьма спорных заявлений. Например, «Баренц Пресс» «является единственной и в стране, и за ее пределами неформальной ассоциацией журналистов, цель которой — равноправное партнерство с коллегами из СМИ в Баренц-регионе». Но как партнерство, спросим мы, может быть равноправным, если за него платит одна сторона — норвежцы, а другая — россияне — нет? Россияне работают с «Баренц Пресс» на основании платы им норвежцами. И это самая существенная асимметрия в сотрудничестве.
Далее Полькова утверждает буквально следующее: «„Баренц Пресс“ объединяет журналистов севера России, Норвегии, Швеции и Финляндии и способствует сотрудничеству и доверию между ними, обмену опытом, обсуждению профессиональных проблем в журналистике». Но почему тогда «Баренц-пресс» объединяет не всех журналистов, а только избранных и избранных по закрытым критериям этой организации?
В финале «Баренц-пресс» назван «успешным примером международного сотрудничества». Это с чьей точки зрения? Очевидно, что норвежцев, которые занимаются подрывной деятельностью в российских регионах посредством прикормленных ими через структуры «Баренц Пресс» журналистов.
В итоге это заявление «Баренц Пресс Россия» вызвало тихую рябь в группах российских журналистов Мурманской, Архангельской областей и Карелии в социальных сетях. А 24 апреля местные региональные союзы журналистов Карелии, Мурманской и Архангельской областей выразили «резкое осуждение» сюжету на канале «Россия 24», направленному «на дискредитацию уважаемой организации «Баренц Пресс». Текстуально это заявление совпадает с заявлением от «Баренц Пресс». Его подписали председатели местных общественных организаций Союза журналистов России Владимир Лойтер (АО), Николай Бакшевников (МО), Евгений Белянчиков (Союз журналистов России).
Попутно последовала публикация на «МК.RU Карелия» под заголовком «Журналистский „шабаш“, якобы состоявшийся в Мурманске, оказался выдумкой». В ней автор публикации Максим Берштейн утверждает: «Десятки карельских журналистов, принимавшие участие в этих встречах за 25 лет, готовы засвидетельствовать: тематика семинаров всегда носила технический, узкопрофессиональный характер, и никогда не касалась политики». Так уж и не касалась, спросим мы. Заметим, что подавляющее большинство этих самых журналистов в социальных сетях помалкивали на этот счет. А публикации мурманчан — реплики на сюжет с «России 24» к настоящему моменту почему-то успели «испариться» из сети. Дело явно выглядело неоднозначно.
И вот ведь незадача на счет заявлений протеста всех этих Лойтеров и Берштейнов — спустя десять дней «Баренц Пресс», в начале мая 2019 года, провел в Тромсе (Норвегия) свое ежегодное общее мероприятие. И тот негатив, что был представлен в отношении Мурманского семинара на канале «Россия 24», показался детской шалостью в сравнении с этой презентацией в Тромсе.
В качестве образца «независимости» и «антифейковости» «Баренц Пресс» предложил приглашенным на мероприятие в Тромсе российским журналистам в качестве образца «независимой» и «антифейковой» журналистики эмигрантов — Аркадия Бабченко и бывшего сотрудника «Новой газеты» и «Центра расследований» Ходорковского — Сергея Канева.

читать дальше

(с) eadaily.com/ru/news/2019/07/12/lzhivye-protesty...